Так было не только на поверхности, но и в глубине души. Крюз признавал не только уродство округа Бэйкон, но и красоту, и не чурался первого. В самом начале «Детства» рассказывается о том, как отец Крюза «словил гонорею» от «плосколицей семинолки». Позже «самый плохой человек в округе» использует расовое оскорбление в качестве «ласкового» прозвища для своей жены, а тетя одергивает Крюза, когда он обращается к чернокожему мужчине уважительным словом «мистер», чтобы объяснить ему, что он должен использовать то же самое ругательство. Отец друга регулярно избивает всех своих родных, «пока не отлупит их достаточно, чтобы заставить слушаться», а отчим Крюза угрожает его семье кулаками и двенадцатым калибром, пока мать будущего писателя не забирает детей и не убегает. Она говорит плачущему Крюзу, замерзшему и уставшему от ночной прогулки, чтобы он перестал мечтать о возвращении к отцу. «Желай в одну руку, сри в другую, — говорит она. — Увидишь, какая из них наполнится первой».
* * *
Мы все оставляем детство позади, но не все оставляем позади всё, как это сделал Харри Крюз. Сначала его мать перевезла сыновей на сто миль южнее, в Джексонвилл, штат Флорида; затем Крюз отправился в Корпус морской пехоты, а в конце концов поступил в Университет Флориды по программе квот для военнослужащих. Получив диплом о высшем образовании, он стал профессором творческого письма и преподавал в Гейнсвилле в течение тридцати лет. Любой из этих переездов уводил его все дальше от округа Бэйкон — если не в милях, то в вехах, каждая из которых отчуждала его больше, чем предыдущая.
Биография Теда Гелтнера «Кровь, кости и мозги»
7, вышедшая в 2016 году, рассказывает об остальных семидесяти годах жизни Крюза после шести, описанных в «Детстве». В Гейнсвилле Крюз стал помощником романиста и критика Эндрю Лайтла, соратника Роберта Пенна Уоррена и Аллена Тейта. Крюз ненавидел пригороды и торговые центры, как и любой южный аграрий, но он слишком много знал о натуральном хозяйстве, чтобы защищать такой образ жизни; он происходил из другого класса и пришел к иной, чем у большинства аграриев, политике. Это было верно и в отношении того, что он позже назвал «вирусом расизма», которым, по его утверждению, он никогда не заражался, хотя в детстве был подвержен ему при каждом вдохе. Лайтл учил Крюза ремеслу — как оттачивать его, и как преподавать, — но в итоге Крюз восстал против своего учителя и против творческого письма. Его отторгал образ жизни среднего класса, который предлагала университетская среда, и он действовал, нарушая ее нравы и преступая ее правила. В личной жизни, остававшейся такой же бурной, как и в детстве, он также совершал проступки. Он дважды женился и разводился с одной и той же женщиной, они потеряли своего первенца, когда мальчик, которому не было еще и четырех лет, утонул в соседском бассейне.
Темп выпуска по роману в год на протяжении большей части шестидесятых и семидесятых годов сменился тремя десятилетиями, в течение которых Крюз, по его собственному признанию, не был трезвым ни дня. Он пил спиртное, употреблял кокаин, дилаудид, дарвон, героин, метаквалон и любые другие наркотики, которые мог достать; в перерывах между запоями, реабилитационными центрами и романами со студентками он написал несколько десятков очерков и статей для журналов, включая Playboy и Esquire. Большую часть своей жизни Крюз выглядел так, будто ему самое место за барной стойкой или за решеткой: его голова была широкой, как и плечи, морщины — глубокими, как борозды на поле, и он демонстрировал столько мышц и татуировок, сколько позволяла погода. Много лет он оставался одержим спортом – бодибилдингом, боксом, драг-рейсингом, собачьими боями, каратэ, ястребиной охотой. Работая над материалом о трубопроводе на Аляске, он проснулся однажды утром с черной петлей на одном из локтей. Спустя годы он покрыл руку улыбающимся черепом и каллиграфически выведенными словами стихотворения Э. Э. Каммингса: «Как вам ваш голубоглазый мальчик, мистер Смерть?»
В романах Крюза, многие из которых не столько заканчиваются, сколько прекращаются после убийства главного героя, смерть часто — слишком часто — становилась движущей силой сюжета. Его первый роман «Певец госпела», также переизданный Penguin, завершается тем, что главный герой вешается на дереве после того, как срывается его последнее выступление; седьмой роман «Проклятие цыгана» в конце показывает, что вся книга это признание в убийстве главного героя, глухого Марвина Молара, живущего в спортзале, где он работает исключительно над верхней частью тела, поскольку у него культи вместо ног. Крюз, как и Тарантино, любил, по его словам, «людей с особым отношением к Богу», тех, кого другие называли фриками — ему самому пришлось пережить подобное во время заболевания полиомиелитом. В его романе «Автомобиль» Герман Мак из Автотауна съедает целый Ford Maverick по полфунта за раз, сдавая каждый день металл, чтобы продукты его кишечника можно было продавать в виде сувенирных брелоков. В книге «Голый в Гарден-Хиллз» действуют шестисотфунтовый фосфатный магнат Мейхью Аарон и его слуга Джон Генри Уильямс, который весит девяносто фунтов, когда намокнет.
Мрачные развязки в произведениях Крюза иногда кажутся надуманными, но финал «Детства» — одно из самых душераздирающих изгнаний со времен ангела, взявшего в руки огненный меч в Книге Бытия. Он разворачивается в кратчайшем эпилоге, висящем в конце, словно ценник. Прошло два десятилетия, Крюз вернулся домой после службы в морской пехоте и работает на табачном поле с двоюродными братьями в июльский день, такой жаркий, что он проклинает солнце — кощунство для мальчиков, видящих, каким он стал. «Я стоял там, чувствуя, как далеко осталось это место и эти люди, — пишет он, — и в то же время понимая, что никогда не получится оставить их полностью».
Многие из нас чувствуют себя где-то между корнями и ветвями. Среди писателей Крюз находится в хорошей компании: это дерн, нарезанный Шеймасом Хини в «Копателях»
8, и это самое длинное путешествие в мире, описанное Норманом Подгорецем в «Становлении»
9. Хотя тон «Детства» не назовешь вдохновляющим, сама книга по сути своей такова: мы знаем, что маленький мальчик вырастает писателем, которым он всегда мечтал стать, пусть даже его книги не продавались хорошо, или получали плохие отзывы, и сейчас их настолько трудно найти, что старые экземпляры в мягкой обложке переходят от одного владельца к другому, точно редкие пластинки.
Несколько раз в жизни Крюзу казалось, что ему вот-вот улыбнется удача. Элвис собирался сыграть главную роль в экранизации «Певца госпела», а когда с этим не вышло, Том Джонс купил права, но фильм так и не был снят. Позже его творчеством заинтересовалась Мадонна, а Шон Пенн дал ему эпизодическую роль убитого горем отца в своем режиссерском дебюте «Индеец-беглец», но, несмотря на надежды и слухи, ни одна из книг Крюза так и не была экранизирована. Ким Гордон позаимствовала его имя для малоизвестной панк-группы, которую она создала, и выпустила альбом с названиями треков, отсылающими к его творчеству. Затем она занялась группой Sonic Youth. Слава оказалась для Крюза такой же неловкой и нестабильной, как академия — еще две коровы, которые передохли.
* * *
Как и многое в жизни писателя, «Детство» уберегли от катастрофы. Гелтнер подробно рассказывает в своей биографии, как Крюз передал черновик мемуаров под названием «Дубль 38», охватывающий первые тридцать восемь лет его жизни, известному редактору Роберту Готлибу, работавшему в то время в издательстве Knopf. Готлиб увидел в нем то, чем он и был: дремучий ком незавершенных и бессвязных автобиографических идей, включая, что особенно прискорбно, наркотический травелог, в котором Крюз пытался пройти по Аппалачской тропе от гор Голубого хребта в Джорджии до конференции писателей «Хлебный каравай» в Вермонте. Забудьте о тридцати восьми годах, — сказал Готлиб Крюзу, — первые восемь являются самыми лучшими. В эти годы, перефразируя изречение Руссо, было все, что необходимо для понимания вашей жизни.
Готлиб был прав, но писателю тяжело давалось следование подобным советам. Он любил говорить своим студентам: секрет писательского мастерства заключается в том, чтобы «положить задницу на стул», но впервые в жизни Крюз столкнулся с творческим кризисом. Он взял в привычку сидеть один в темноте и наговаривать на магнитофон, пытаясь подражать забытым голосам и воскрешать утраченные жизни. Когда он закончил работу, издательство Knopf не опубликовало мемуары, но в конце концов это сделали Harper & Row.
Сегодня «Детство», скорее всего, было бы преподнесено как инсайдерский рассказ о глубинной Америке или как реклама американской мечты, но Крюз возлагал на книгу более личные надежды. «Когда я сел писать, — объяснял он позднее, — мой умерший отец и его брат, который тоже сделался моим отцом, преследовали меня и жили в моих снах — снах, которые были неразделимой смесью невыносимого и невыразимого, хорошего и плохого. Я слишком многого не понимал. Я хотел понять, чтобы перестать думать об этом. Мне казалось, что если я смогу пережить все заново и изложить это подробным, конкретным языком, то я очищусь». Мемуары не помогли. «Это почти убило меня, но ничего не очистило», — пишет он.
Он знал, что история, даже наша личная, может принять форму мифа, если мы ей позволим, и намекнул на это в самом начале мемуаров: «Мое первое воспоминание восходит ко временам за десять лет до моего рождения, оно происходит в месте, где я никогда не был и включает в себя моего отца, которого я никогда не знал». Далее он пересказывает то, что ему когда-то поведали. Многое из того, что мы знаем о мире, получено из вторых рук, как и все, что нам известно о прошлом, и мы демонизируем или мифологизируем его на свой страх и риск. Конечно, можно найти способ дорожить этим, но Крюз хорошо знал, что лучше не отвергать мир, который его создал, и не романтизировать то, что он едва пережил. Прелесть книги «Детство: биография места» в том, что она оживляет ностальгию, а затем уничтожает ее. Крюз никогда не пишет, что тогда было лучше, или что лучше сейчас, а только то, что мир такой, какой есть, и что все было именно так. «Выживание, — говорится в эпиграфе книги, — само по себе триумф».