Али Четвинд: Виктория, тогда вы выступили как один из инициаторов создания списка Гэддиса, а теперь являетесь администратором сайта Gaddis Annotations7…Виктория Хардинг: Нет, не инициатором, им был Рон Далин который в то время работал, кажется, тестировщиком видеоигр в Калифорнии и планировал поступать в киношколу. Он собрал группу читателей Гэддиса онлайн на каком-то сервисе, который стоил что-то вроде 12 долларов в месяц. Но когда я присоединилась к ним в 1997-м или около того, Джефф уже был там и он являлся одним из наиболее активных участников сообщества, насчитывавшего около 40 членов, большая часть которых отмалчивалась. В списке также был программист из Нью-Йорка Кёртис Люн, — именно ему, больше, чем кому-либо другому, принадлежит заслуга создания сайта о Гэддисе. Джефф сказал о скудной литературной активности в Ньюфаундленде, но я читала «Распознавания» где-то в 1964-м, и в Нью-Йорке, да и во всех других местах, где мне доводилось жить до того, как мы перебрались в онлайн, я тоже не встречала никого, кто слышал о Гэддисе или читал его, кроме того человека, чей экземпляр книги я взяла почитать. Джефф хорошо сказал о том, как воодушевляюще подействовала на нас перспектива общения с поклонниками Гэддиса по переписке. Удивительна еще и подпольная атмосфера всего этого, по крайней мере, для меня, и, конечно, в то время сам Гэддис был еще жив: я узнала о том, что он умер благодаря списку Гэддиса.
Когда я читала «Распознавания», на тот момент это была единственная вышедшая его книга, у меня возник вопрос: что будет дальше и будет ли продолжение? Поэтому, когда много [двадцать] лет спустя опубликовали «Джей Ар», я с нетерпением ждала, чтобы книга вышла в мягкой обложке, так как в то время у меня были скромные финансовые возможности, и хотя я была очень взволнована, когда наконец смогла прочитать его в конце 1980-х, это стало для меня ужасным разочарованием, потому что роман оказался совсем не похожим на «Распознавания». Первая книга Гэддиса меня просто потрясла, и тут выходит «Джей Ар», про всех этих омерзительных людей, которые только и делают, что бросаются друг на друга страница за страницей, знаете... это просто была совсем не та книга, которую я ожидала.
С тех пор я поменяла свое мнение и теперь отношусь к «Джей Ар» совсем иначе, но мое видение в общем можно описать так: есть «Распознавания», и есть еще три книги, которые, по сути, структурно лишены повествователя, и поэтому читатели приходят к нему совершенно разными путями. Отчасти это связано с рецепцией Гэддиса. Я не люблю говорить об авторах и о деталях их биографий: намного больше мне нравится говорить о самих произведениях, но негативная реакция критиков на «Распознавания» была настолько явной, что я не думаю, что его книги можно обсуждать, не обращаясь в конечном итоге к его биографии.
В любом случае, человека, которого здесь действительно не хватает, — а я отправила письма на пять разных адресов, но все они не дошли до адресата, — Рона Далина, удивительного человека, который в какой-то момент до 1997-го собрал вместе группу людей, чтобы обсуждать Гэддиса онлайн. И я не могу привести этому документальных подтверждений, поэтому вынуждена объявить Рона Далина в розыск: если кто-нибудь когда-нибудь наткнется на какие-либо подробности, я бы очень хотела собрать всю эту историю в единое целое.
Как и Джефф, я мало с кем из участников списка встречалась лично, но однажды я виделась с Роном, и мы провели вместе полдня, разговаривая о Гэддисе, списке, книгах в целом и обо всем остальном, пока шли от паромного терминала на Стейтен Айленде до главного здания публичной библиотеки Нью-Йорка на пересечении 42-й и 5-й, — это была довольно долгая прогулка и у нас имелась уйма времени на разговоры. Насколько я помню, он запустил онлайн-группу, а затем каким-то образом связался со Стивеном Муром (написавшим путеводитель по «Распознаваниям», который Рон, в свою очередь, читал), и Стивен попросил Рона выложить его в сеть, так что это и стало настоящим началом истории сайта о Гэддисе. Когда Кёртис Люн увидел его, он предложил создать группу для обсуждений онлайн
Gaddis Annotations и начать работать над примечаниями ко всем остальным романам, что мы и сделали: все эти имена можно найти на сайте. Примерно в это время я заключила договор на хостинг и купила домен, так и появился сайт, который, как некоторым известно, входит в перечень «моих» литературных сайтов, список которых можно найти на inwriting.org.
В то же время я связалась со Стивеном Муром (которого видела на торжестве в память о Гэддисе на Манхэттене, но не смогла поговорить с ним лично) по обычной почте, потому что на тот момент он еще не завел себе электронную, чтобы получить разрешение на использование html-файлов с примечаниями к «Распознаваниям», которые мне передал Рон Далин, и рассказала ему о нашем списке Гэддиса и о подгруппе, посвященной созданию дополнительных примечаний, и выяснила, что он уже начал прорабатывать другие романы, и в итоге он прислал то, что к тому моменту уже сделал, и с опорой на эти материалы участники подгруппы сделали еще много подробных дополнений. И... так все росло и развивалось, добавлялись новые разделы, посвященные работам Гэддиса в жанре нонфикшн, посвящениям, появлениям Гэддиса в романах других авторов, а также дополнительным исследованиям членов группы, среди которых — списки, составленные Аньей Цайдлер (в частности, список действующих лиц и не только), а также исследования, посвященные незнакомке из Сены [l'inconnue de la Seine] и столешнице Семи смертных грехов [the Seven Deadly Sins table], и многое другое...
Прошу прощения, кажется, я говорю дольше, чем все остальные, но у меня долгая история: это мое единственное оправдание, так как все это действительно развивалось не один год и стало большой частью моей жизни.
Али Четвинд: Сайт Gaddis Annotations до сих пор обновляется, верно? Так что если найдутся те, кто хочет добавить новые примечания, то они могут связаться с кем-то, чтобы расширить базу данных?Виктория Хардинг: Совершенно верно. Наверное, на сайте стоит указать это как-нибудь нагляднее, но там написано: «Если у вас есть идеи...». Некоторые из лучших наших находок появились именно так, включая источник цитаты «неотвратимая пунктуальность случайности», которая появляется в каждом романе Гэддиса, — эта идея пришла от человека, который заглянул на сайт и сказал: «о, я знаю, это из Томаса Вулфа»
8, и прислал нам данные. Разумеется, мы были в восторге, и он тоже, потому что я указала его имя, и он сказал: «да, имя мое, все дела!» Не знаю, имел ли он какое-то отношение к Гэддису, но он явно был заядлым читателем Томаса Вулфа...
Али Четвинд: Круто! Тогда вот мой следующий вопрос: с чем ваша конкретная площадка справляется как надо, — в плане продвижения и защиты, как кто-то из вас выразился, или в плане организации диалога, — а для чего ваша площадка подходит меньше? Есть ли вещи, которые вы хотели бы сделать в плане продвижения или организации дискуссий вокруг такого рода литературы, но которые, по вашему мнению, площадка не позволяет вам сделать? Какие сильные и слабые стороны вы можете выделить в том конкретном формате, в котором вы работаете уже довольно продолжительное время?Крис Виа: Кстати, Виктория, вы можете продолжать и рассказывать дальше: я слушал с большим интересом. Я с удовольствием узнал бы больше, так что не стоит извиняться. Я хотел бы сказать пару слов о Стивене Муре, просто маленький анекдот: я купил его книгу примечаний к «Распознаваниям» в твердом переплете в издании от University of Nebraska Press и сказал ему об этом, а он сразу же пожурил меня за это и ответил: «с чего ты вообще решил ее купить: она совершенно устарела,
не надо ей пользоваться», и был абсолютно непреклонен. Но я сказал ему, что я просто фанат и купил ее, потому что хотел передать ее ему, чтобы он поставил свой автограф и выслал обратно мне, но при этом он сказал
много хорошего о сайте примечаний и призывал людей пользоваться именно им: это просто потрясающий ресурс.
Так, вопрос был про сильные и слабые стороны. Я думаю, что в моем конкретном случае, если опираться на отзывы, которые я получаю, то сильная сторона заключается в том, — и я сейчас пытаюсь придумать, как сказать это так, чтобы это не прозвучало как самореклама, — что я работаю полный рабочий день и в полном отрыве от мира литературных тусовок; у меня есть семья, дочь, я работаю в IT и так далее; я часто упоминаю это в своих видео... Я думаю, что людей привлекает именно это: тут перед вами человек, который
не зарабатывает на жизнь чтением. Не то чтобы у людей, которые напрямую связаны с литературной тусовкой, в наши дни есть время на чтение: обычно за такие вещи приходится бороться, к какой бы тусовке вы ни относились, но я думаю, что в действительности людей к моей площадке привлекает именно это. Я будто показываю, что средний человек, который, ну, знаете, работает полный день и в таком режиме, что у него нет времени на чтение, и поэтому ему приходится очень избирательно подходить к тому, на что тратить свое время... Я будто бы на собственном примере показываю, что это реально, что действительно можно находить время на чтение таких книг, как «Распознавания», «Бесконечная шутка», «Радуга тяготения» и так далее. Это дает мне возможность говорить с людьми, которые говорят нечто вроде: «нет, это невозможно, у меня нет времени», и тут я задаю вопрос: «а сколько сериалов на Netflix вы посмотрели за последние два месяца?» Обычно им даже нет нужды отвечать, лампочка как бы загорается сама собой: «о, и правда». Поэтому, знаете, если вы читаете вылизанную рецензию в каком-нибудь известном журнале, вы не ожидаете, что там уделят достаточно внимания определенным моментам, на которых я имею возможность задержаться подробнее. Частенько я делюсь своим расписанием и говорю, сколько времени на все это мне потребовалось. Готовясь к съемкам видео, к примеру, о «Повести о Гэндзи», я могу рассказать о том, сколько времени у меня ушло на то, чтобы прочитать ее, о том, как я распределял свое время, а также о работе с примечаниями: как я делал заметки, поскольку я придумал нечто вроде собственной системы, которая позволяет мне успевать больше и погружаться в книгу, уделяя ей достаточно много времени. Кроме того, я придерживаюсь чего-то вроде плана, с помощью которого я возвращаюсь и вообще настраиваюсь на перечитывание... Все это интересно многим людям, но вам, наверное, и в голову не придет ничего из этого, если вы садитесь писать рецензию для
The New Yorker, да и редактор такие вещи никогда не пропустит, так как это будет восприниматься как нечто слишком прозаичное... Так что конкретно моя сильная сторона — это просто вот такого рода свобода, потому что я могу делать все, что захочу, в рамках правил YouTube… Так, и вторая часть вопроса была про слабые стороны...
Али Четвинд: Ага, есть ли что-то такое, если мы говорим об обсуждении книг или каком-то творчестве, что ты хотел бы делать, но что на YouTube сделать нельзя?Крис Виа: Позвольте мне подойти к этому вопросу вот с какой стороны, поскольку у меня было много идей, и дело не обязательно в том, что площадка, — в моем случае это YouTube, — этого не позволяет или как-то ограничивает, а, вероятно, в том, что все упирается в мое личное время. Потому что у меня были такие идеи, вроде: просто сесть и читать книгу за книгой, кропотливо разбирая предложение за предложением. Но это больше связано с усталостью и нехваткой времени. Потом, это не совсем негативный отзыв, а скорее ограничение, о котором мне рассказывали люди: они часто отмечали, что предпочли бы, чтобы
Leaf by Leaf был подкастом, а не каналом на YouTube, потому что их больше привлекает перспектива просто слушать меня в аудиоформате, находясь в движении, чем проигрывать на телефоне видео, что в каком-то смысле лишает возможности делать одновременно с этим что-нибудь еще. Я все прекрасно понимаю, и это, безусловно, один из негативных аспектов видеоформата. То есть визуальный аспект мне нравится, потому что я могу показать саму книгу: часто я действительно хочу показать обложку, сюда же относится мимика, выражения лица и все такое, а еще моя библиотека, которой я очень горжусь, — я хочу, чтобы все это было. Но на мой взгляд, в то же время это самое большое ограничение, — то, что продукт на выходе получается не таким гибким. Мне нужно больше времени, чтобы подумать об ограничениях: мне кажется, я просто прошелся по верхам. Я определенно могу назвать много чего такого, что я хотел бы сделать, но где ограничением на данный момент остается только нехватка времени. Полагаю, еще один негативный аспект YouTube как литературной площадки заключается в том, что ему не характерна некая степень присущей такому формату достоверности, но я воспринимаю это скорее как вызов: делать то, что я делаю, когда рассказываю о книгах, настолько качественно, насколько это возможно.
Эдвин Тёрнер: На самом деле, я даже не знаю, есть ли у блогов какие-то... Не знаю, в чем заключаются их преимущества. В 2023-м это кажется чем-то почти устаревшим. Я полагаю, что блог позволяет мне быть человеком руки-ножницы-бумага: я люблю старые журналы и подобные вещи; мне нравится просто заходить в какое-нибудь хранилище документов или что-то вроде того, погружаться в эту кроличью нору и просто делиться старыми вырезками... Джефф упомянул книгу Карла, и на самом деле я вчера потратил час, пытаясь найти ее в одном огромном букинистическом магазине (в итоге я взял книгу Стивена Мура о романе, потому что так и не смог найти ту), но я нашел эссе Карла о «мегароманах», в котором говорится о Гэддисе, просто просматривая какой-то старый выпуск
Washington Post о Гэддисе, который вышел по следам первого тиража «Плотницкой готики»... Суть в том, что все, чем я делюсь в блоге или о чем пишу, проистекает из занятий такого рода, и это дает мне повод ковыряться во всех этих действительно странных вещах: я имею в виду, что моя жена и дети, мои коллеги, им все это не интересно, так что блог дает мне возможность что-то выкладывать, даже если это просто старая фотография календаря Гэддиса
9 или что-нибудь такое, что совсем уже в духе «кому до этого есть дело?», но в итоге оказывается, что такие люди существуют. Так что, думаю, это и есть одно из преимуществ блога: он до сих пор делает возможным такое занятие в стиле копировать-вставить, и тут же я могу набросать свои собственные примечания или соображения. Блог не обязательно должен быть посвящен «рецензиям» или «критике».
Что касается ограничений, то их очень много. Я думаю, блоги оказались вытеснены настоящими онлайн-сообществами, и это вполне заслуженно: я имею в виду Reddit и Twitter [сейчас X], — это места, где люди могут обсуждать литературу, как в старых списках рассылки... Там элемент дискуссии более явный. Это было характерно для блогов в какой-то период в 2010-е, но, похоже, то время прошло, так что это определенно можно считать ограничением: они стали более сами по себе и более статичными, в отличие от подкастов, где вы обычно можете обмениваться с кем-то идеями. Но в то же время, наверное, преимущество в том, что в блоге никто не снимает тебя на камеру, так что не приходится выставляться на показ...
Чед Пост: Точно, я думаю, одно из явных преимуществ, которое мы в каком-то смысле заложили в
Two Month Review, заключается в некой универсальности — ввиду того, что он выходит в формате как бы последовательных эпизодов и может подразумевать краткий пересказ предыдущих выпусков, любой из выпусков сезона может быть точкой вхождения. Мы не хотели вводить ограничений. Хотелось, чтобы гость мог при желании прочитать хоть пятьдесят страниц, особенно если у нас получилось пригласить его в студию, это помогает в каком-то смысле задать контекст из смежных разделов книги, особенно если он или вы все читали эту книгу много лет назад, — это позволяет представить гостя в интересном свете, показать его собственную точку зрения. Ну, вы понимаете: поделиться
своей историей и своим отношением к книге, а затем перейти к конкретике. Для нас преимуществом стало то, что само по себе чтение — это медленный процесс: это своего рода преимущество задавать темп для тех, кто не хочет читать все семьсот страниц за одну-две недели, кого перспектива читать пятьдесят-шестьдесят страниц в неделю не отпугнет, а покажется чем-то вполне посильным с точки зрения временных затрат. Но проблема в том, что, как и в большинстве сериальных проектов, количество зрителей у первых нескольких эпизодов обычно высокое, а затем резко снижается. И получается немного странно, как будто мы заканчиваем сезон для этих четверых слушателей, которые продолжают активно смотреть нас в прямом эфире. Но со временем число слушателей обычно выравнивается, после того как выходит вся серия эпизодов, записанных вживую. Один из недостатков, которые я сейчас вижу во всем, — это касается и блогов, и подкастов и прочего, — это возможность достучаться до людей, потому что со стандартными механизмами все пошло под откос уже очень давно: раньше Google Reader и RSS-ленты являлись способом быть в курсе того, что выходит. Вы могли спокойно размещать что-нибудь, и у вас было столько места, сколько вам нужно, вы могли делать с этим все, что хотели, и фрагмент вашего материала в организованном формате был доступен всем подписчикам — людям, которые знали, как кликнуть по фрагменту и получить всю статью. А теперь уже нет таких лент, на которые люди будут обращать внимание, и продвигать новый подкаст в мире, где есть X или Instagram [Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ], — затея
сомнительная. Дело в том, что отслеживание работает не так хорошо, как хотелось бы: например, я, наконец, оформил подписку на профессиональный аккаунт только затем, чтобы в итоге узнать, что просмотров много, но настоящих переходов по ссылке к самой записи подкаста очень мало. И я думаю, что тут кроется один из более щекотливых моментов: пытаться сделать так, чтобы тебя заметили в мире, в котором (особенно теперь, когда сценаристы бастуют, актеры бастуют и подкасты заводят все, кому не лень) добиться прорыва подкаста через этот информационный шум и получения им признания, — это на самом деле главная проблема. Поэтому мы вроде как склоняемся к чему-то вроде: «ну, если мы будем делать весь этот контент, то со временем он медленно, но верно найдет свое место». Еще одно преимущество, полагаю, в том, что здесь тебя никто и ничем не ограничивает и ты можешь все отредактировать, поэтому мы не слишком беспокоимся о том, что говорим глупости или допускаем фактические ошибки. В подкасте присутствует своего рода полунамеренная небрежность, так что люди не чувствуют особого смущения, и мне гораздо легче работать в прямом эфире, чем в формате письменного текста, где я несколько больше сомневаюсь по поводу того, оставлять ли неудачные шутки или нет или чего-нибудь еще, что
можно было бы убрать на этапе монтажа. По крайней мере, в подкасте есть какая-то энергетика и ощущение потока, так что вы никогда не можете быть уверены в том, что получится: может быть, это преимущество, а может — недостаток...
Али Четвинд: Давайте вернемся к моменту возникновения списка Гэддиса. Джефф, если подумать о том, как он функционирует сегодня, что, на ваш взгляд, хорошо удается в формате переписки по электронной почте через список рассылки? И чего в нем добиться не удается, но что вы хотели бы иметь возможность сделать?Джефф Бёрси: Я думаю, что сейчас список в целом гораздо менее активен, чем в начале, что согласуется с тем, что Чед только что сказал о «большей популярности на первых порах». Однако, разумеется, в то время было очень мало мест, где можно было бы поговорить о Гэддисе, а чем больше у нас способов коммуникации, как все знают, тем меньше мы на самом деле общаемся. Так что список в его нынешнем виде никак не сделать таким же, каким он был в первые годы, с постепенно растущим числом пылких участников, которые присылают свои материалы по два, три, четыре раза в день. Я не думаю, что мы можем вернуться в то время, и я не думаю, что список можно как-то изменить: он по-прежнему активен, за что я благодарен, и повторю то, что уже было сказано: Виктория заслуживает огромной благодарности, которой не передать никакими словами, за то, что она все это поддерживала и продолжает поддерживать.
Исходя из личных писательских побуждений, я пишу много литературной критики, а иногда еще и эссе на литературные темы, но не занимаюсь академическим письмом, и если я вижу возможность задействовать или упомянуть Гэддиса, я это делаю. Возможно, это немного поможет в распространении. Что касается моих собственных книг, когда они выходят, люди ссылаются на Гэддиса: я их об этом не прошу, так что это их личное дело... Мы живем в атомизированном мире, в котором, возможно, есть такие площадки, о которых мы не задумывались, но которые могут быть благодатной почвой для обсуждений творчества Гэддиса... Что мы упускаем из виду? Чему мы не уделяем внимания? Где кипит активная деятельность и где мы, возможно, могли бы поучаствовать, но просто не задумываемся о таких возможностях? Goodreads — еще один пример, который я уже приводил, потому что там определенно есть постоянный круг людей, которые читают Гэддиса, и кому-то его книги не нравятся, но другим — очень по душе. Не следует думать, что это никак к нам не относится только потому, что это популярная площадка: мне там понравилось, и на Goodreads есть хорошие авторы, которые пишут объемные рецензии на самые разные книги. Я думаю, и Виктория, если нужно, без труда меня поправит, что сегодня список Гэддиса — это скорее про примечания и «достопримечательности», или фрагменты из мира Гэддиса, о которых мы все читали и которые, как оказалось, существуют в реальном мире. Но сам список уже не переживет нового пика, а современные подкасты не добьются тех высот, которых добились, когда они только появились. Поэтому нам нужно искать новые пути.
Чед Пост: Ты хочешь сказать, что собираешься завести на TikTok канал, посвященный Гэддису?
Джефф Бёрси: О нет, не думаю, что я заведу себе когда-нибудь канал на TikTok.
Виктория Хардинг: Позвольте мне сказать: мое впечатление таково, что Рон Далин собрал какое-то количество людей, может, дюжину или даже меньше, и они начали читать «Распознавания». Такого у нас больше не происходит, и одна из возможных причин этого в том, что, — простите меня все, кого это может обидеть, — к группе присоединилось большое количество представителей академии, и нет ничего более губительного для дискуссии, чем когда кто-нибудь говорит что-то вроде: «когда я преподавал Гэддиса, бла-бла-бла...». Люди думают: «о, этому парню в самом деле
платят за то, что он читает Гэддиса, так что
мне тут делать нечего». Поэтому у меня возникла идея попробовать вернуться к проведению таких чтений, потому что, как вы сказали, Джефф, все превратилось в такие мелкие «достопримечательности», а еще у нас иногда бывают аспиранты, которые используют группу, чтобы задавать вопросы, найти помощь в написании диссертации, и ты понимаешь, что они — это не мы, они — это
они, потому что теперь черед за ними... Так что я думаю, что все это можно было бы как-нибудь примирить.
Но меня немного покоробило название «параакадемический», это все равно что сказать «аналоговый», то есть раньше это были просто часы, а теперь мы должны говорить, что это особый и старинный вид часов. В общем, я хочу, чтобы Список Гэддиса, и сайт,
надеюсь, тоже, были площадками, на которых доминируют не академические читатели и не те, кто публикует свои идеи где-то в другом месте. Многие из нас росли вместе с этим списком, и, может быть, поэтому у нас уже нет того первоначального энтузиазма, связанного со знакомством с людьми, с которыми об этом можно поговорить, но я хочу попытаться: ничто другое для этого не годится, потому что делать это в другом месте уже просто не интересно, о чем можно судить по тому, как медленно обычно такие вещи происходят.
Удивительно, но благодаря очень необычному источнику, человеку, который занимается переводом «Плотницкой готики» на голландский язык в надежде на публикацию, и присоединился к группе, благодаря его вопросам и предположениям в группе пошла целая волна оживленных размышлений, а я начала ее перечитывать. Эта книга никогда не была моей любимой, не стала любимой теперь и, вероятно, никогда и не станет. Но я подумываю над тем, не попробовать ли устроить в группе чтения, а люди смогут приходить и уходить, если они уже читали ее, или читать ее впервые, или начать читать еще раз. Думаю, должен быть какой-то способ сделать это. Я уже говорила Али, что на Reddit есть группа, посвященная Гэддису, которая, как кто-то сказал, кажется куда более оперативной, более оживленно реагирует, но мы не смогли связаться с ее модератором, когда готовили этот круглый стол. Но я не собираюсь останавливаться: я состою в группе, сейчас она не очень активна, но то, что там происходит, очень похоже на список Гэддиса лет 15-20 назад. Так что посмотрим, получится ли держать ее на уровне.