• Гордон Кум перечисляет эти имена мертвых мужчин и женщин внутри некоего образа. Он совершенно один в разрушенном городе. Он стоит перед залитым дегтем пейзажем, под свинцовым небом. Его окружает кладбищенская тишина. Черно-белый образ практически неподвижен. К отсутствию цвета, отсутствию движения и звука добавляется отсутствие длительности. Между всеми этими отсутствиями помещена безмолвная заставка, воспроизводящая немую речь основного персонажа.
• Между двумя практически неподвижными образами помещена боль молчания Гордона Кума.
• Я, лично я заметил, что в кинематографических эпизодах и в постэкзотической литературе боль и молчание отлично уживаются друг с другом. Молчание в самых разных формах, будь то как отказ говорить, все еще говорить, или как отказ думать, или как отказ в очередной раз оказаться перед образами, вид которых невыносим, перед образами, чей задний план, чья подноготная невыносимы.
• Часто в тот момент, когда образ, который может последовать, оказался бы невыносимым, персонажи, будь то главные или второстепенные, кладут конец любой речи, кладут конец своей немой речи, прерывают посреди слова диалог или свой театральный монолог. И замолкают. А также и сверхрассказчики и сверхрассказчицы, которые сопровождают, сопереживая, секунда за секундой, неотрывно, изнуренных своим странствием мертвецов, Дондога, Мевлидо, Брейгеля или кого другого. Сверхрассказчики и сверхрассказчицы тоже замолкают. Они не могут доводить свое сочувствие до саморазрушения, вступая внутрь невыносимых образов, и они подхватывают молчание своих персонажей, Дондога, Мевлидо или Брейгеля.
• И, пока тянется установившееся молчание, они проецируют образы-заменители, образы, которые сбивают с толку нормальное развертывание вымысла, образы, которые порывают с невыносимым, которые создают между собой и болью непреодолимую пучину. Или же вводят якобы поясняющие, совершенно излишние вставки, словно умышленно забыли или презрели фундаментальные правила художественного вымысла, будь то литературного или кинематографического.
• Мы поступали так испокон века. Когда молчание становится от боли невыносимым или рискует стать таковым, мы говорим о чем-нибудь другом, мы проецируем образы-заменители, мы умышленно блуждаем среди сюрреалистических образов или эпизодов и, мужчины или женщины, персонажи или сверхрассказчики и сверхрассказчицы, делаем вид, что нам интересно то, что шумит и шевелится где угодно, но не в наших воспоминаниях, где-то вне нашей смерти и смерти вообще.
• Шаманы беспрестанно бьют в свой барабан, который застит полнеба, в свой огромный бубен, который занимает половину ночи, они стремятся остаться одной лишь вибрацией или грохотом и, в противоположность тому, что происходит в действительности на подлинных шаманских церемониях, в постэкзотических романах отнюдь не стремятся взлететь над тишиной, царящей между двумя ударами колотушки, они не стремятся к небу, они хотят очертя голову кануть в кромешную тьму. Они не стремятся к черному молчанию неба, они стремятся воссоединиться с кромешной тьмой небытия.
• Что касается тантрических монахов, которые задают ритм молчанию мертвого или мертвой, они не стремятся покинуть внешний мир, им довольно того, что при каждом ударе гонга они посылают в молчание мертвого или мертвой советы, предостережения и упреки.
• В молчании смерти начинает свое странствие мертвый или мертвая, и на протяжении сорока девяти дней, пока длится переход через кромешную тьму, это путешествие происходит в основном без слов. Слышны словно пришедшие ниоткуда настойчивые порицания бонзы, или разворошенные воспоминания, или редкие обрывки монолога умершего, но в основном это путешествие обходится без слов.
• В кромешной тьме противоположности нейтрализуют друг друга, искажаются или стираются самые элементарные понятия. Все равно, идти или сидеть. Такие выражения, как опять умереть или больше никогда не умирать, теряют свое обычное значение. Больше не существует никакой разницы между говорить и молчать, между бить в барабан и слушать, как бьют в барабан, между образом и галдежом, между образом и молчанием, между автором и персонажем. Ты находишься в сердце. Ты находишься в самом сердце смерти, в сердце кромешной тьмы и постэкзотизма.
• Лично я в рамках своей работы над текстом чуть ли не каждый день отправляюсь в кромешную тьму, я сопровождаю туда своих персонажей, которые бесконечно и нескончаемо переживают там заново свою жизнь, которые там пребывают, которые бесконечно и нескончаемо продолжают там свою смерть и свое странствие после кончины. Я отправляюсь туда без снаряжения, без шаманских бубнов и гонгов буддистских монахов. И, попав туда, пробираюсь между образами и тишиной, чтобы в дальнейшем принять их к сведению, чтобы в дальнейшем сфабриковать из этого материала художественный вымысел.
• Все постэкзотические авторы, Жан Власенко, Петра Ким, Якуб Хаджбакиро, Лутц Бассман, Мануэла Дрегер, Мария Самарканд и десятки других, все постэкзотические писатели действуют таким образом. Они подобным образом отправляются в сердце кромешного безмолвия кромешной тьмы, уходят от своего универсума, пропитанного мирскими шумами, с его повседневными шорохами, свистом ветра в коридорах, стуком в дверь, перестукиванием по канализации, с бормотанием и воплями заключенных поэтов, бормотанием и криками сошедших с ума заключенных.
• Когда барабаны замолкают, эстафету подхватывают вопли безумных заключенных. Внешний мир не знает тишины, нужно проскользнуть между образами вплоть до кромешной тьмы, чтобы обрести и сопроводить молчание наших персонажей, продолжающих свой путь внутри своей смерти.
• Еще один пример заставки, помещенной между двумя эпизодами. Не буду приводить здесь название фильма: