Вы боитесь. Боитесь, как и всегда, что роман умирает. Думаете, будто знаете, что такое роман: он пишется вами. Боитесь, что умрете и вы.
Вы задаетесь вопросом, куда делся главный герой.
Вы задаетесь вопросом, когда все успело стать настолько бесконтрольным.
Вы спрашиваете, где хоть один персонаж, в которого можно поверить и которому можно сопереживать?
Вы спрашиваете, а где же сюжет?
Вы задаетесь вопросом, а где же конфликт, черт возьми? И его разрешение? Dénouement?
Вы воображаете себя хранителем последней толики истины. Воображаете, что находитесь в чем-то вроде тонущей благородной позолоченной колыбели человечества.
Вы романтизируете ваш финдесьекль, наполняя его смыслами, обертонами и последствиями.
Вы все еще переживаете по поводу телевидения.
Вы все еще тревожитесь по поводу страха влияния.
Вы утверждаете, что в будущем люди перестанут читать, что люди уже перестали читать. Вы насчитываете жалкие 15 000 читателей, но вы всегда все недооценивали.
Вы утверждаете, что язык утратит все свои чары, свою способность очаровывать, свою захватывающую силу.
Вы утверждаете, что мир крутится, вертится по направлению от нас, или, что это мы отворачиваемся от него. Вы очень одиноки.
Вы бормочете под нос уже ставшие привычными фразы, вы говорите: «…прогнило», «…напрасны», «…растоптаны».
Вы думаете, будто знаете, что такое книга, что такое чтение, что составляет литературный опыт. Все эти годы, на деле, вы были так рады законодательствовать над литературным опытом. Были так рады устанавливать правила.
Вы думаете, будто знаете, что делает писатель, что делает читатель. И полны самодовольства по этому поводу.
Вы думаете, будто знаете, чего хочет читатель: крепкий старомодный рассказ.
Вы думаете, будто знаете, чего хочет женщина: крепкий старомодный —
Вам я кажусь несносной, нахальной. Вы пытаетесь списать все на то, что я истеричка, реакционерка или просто в отрыве от реальности, потому что отказываюсь вступать с вами в ваш маленький уютненький пакт. Маленькая радостная служанка, печатающая «свой» романчик — тот, что вы все это время мне надиктовывали.
Вы полагаетесь на то, что я завишу от ваших одолжений, публикаций, $$$$$$$$, канонизации.
Вы боитесь. Слишком самодовольны в своей усредненной позиции со своими усредненными вкусами.
Вы утверждаете, что раньше музыка была лучше: Rolling Stones, The Who, Beatles, Fleetwood Mac. Достали.
Вы утверждаете, что гипертекст положит конец печатной литературе. Вы сталкиваете одно с другим самым циничным и очевидным образом в надежде, что мы раздерем друг друга в клочья, пока вы наблюдаете за нами. Вам нравится наблюдать. Держите нас всех на прицеле.
Пока вы пытаетесь стравливать писательство с теорией, прозу с поэзией, пленку с цифрой и так далее, пока пытаетесь удержаться за последнюю соломинку исчезающего мира.
Но теперь я слежу за вами. За вашей жаждой крови, за страстью к гонке, за нуждой ощущать себя исчезающим видом, многострадальным, лучше других. За нуждой напоминать, вновь и вновь заявлять о своей силе, о своем превосходстве, ибо оно иссякает.
Будем честны: вы в панике.
Вы полагаете, что в эссе должны быть тезис и заключение, а оно само должно что-то оспаривать. Вы определенно достали меня.
Вам нравятся загадочные светящиеся символы на экране и в то же время старые добрые чернила на хорошей белой бумаге.
Вы снова и снова выстраиваете ложные дихотомии. Легкие мишени. Вы сводите к мизеру все, как я свожу вас самих. Ну и как, каковы ощущения?
Вы и вправду встревожены. Вы утверждаете, что секс уйдет в виртуальную реальность. Диван для кастинга — тоже. Но, готова поспорить, вы, как и я, знаете, что все остальное продолжится так же, как было, тогда с чего беспокоиться?
Вам страшно, что ваши любимые позы в опасности. Что они устареют.
Вам кажется, что при случае вы потеряете больше, чем в иные времена теряли другие.
Вы романтизируете старые добрые дни — заевшую пластинку тех ночей давным-давно, когда вы занимались любовью, настоящим сексом с —
Эй, не со мной ли? Rolling Stones проникновенно поют: «Я вижу красную дверь и хочу перекрасить все в черный, перекрасить все в черный, перекрасить все в черный».
Перекрасить все в черный.
Или: «Сахарок, как вышло, что ты танцуешь так хорошо, так хорошо, так…???»
Вам хочется все сохранить. Вы поклоняетесь лжепророкам.
Вы болезненно озабочены своей (угасающей) репутацией.
Вы так галантны, когда подаете руку…
Дженни Хольцер: «Будущее — идиотизм».
Я вспоминаю поэтов-динозавров за столом в тот вечер, жующих зелень, вымирающих прямо по ходу беседы, нашептывающих «поэзию языка» (в этом было все коварство вечера), то и дело вздрагивая.
Вы боитесь электронного ледилэнда. И хотите перекрасить все в черный.
Вы опасаетесь фастфуда. Реального и метафорического, того, которым вас пичкают СМИ. И хотите перекрасить все в черный…
Перекрасить все в черный.
Вы боитесь, что стилист (в вашем определении стиля) куда-то сгинет.
Вы считаете некоторые формы искусства крайне недооцененными и верите в то, что в будущем все истинные художники исчезнут. Почему вы находите другие формы менее значимыми, чем ваша собственная?
Вы считаете некоторые формы размышления о литературе недооцененными. Вы не можете решить: они слишком скрупулезны, слишком безрассудны или и то, и другое сразу.
Эдмунд Уилсон, Альфред Казин, Гарольд Блум и сыновья — они подняли мне настроение.
Вы думаете, я неженственна. Истерична. Вероятно, сошла с ума. Нечитабельна. Вы определяете меня в коробку со всем нечитабельными, где я буду в безопасности. Буду молчать. Буду женственнее.
В коробку с надписью «экспериментальное». С ярлыком «не открывать». С пометкой «не рецензировать».
Вы видите красную дверь и хотите перекрасить ее в черный.
Больше никаких монолитов.
Вы, говорившие «гегемония», «теория домино» и «мир с честью».
Все напрасные смерти. Все темные тропы, по которым вы нас водили. Хватит.
Будущее: где мы всегда подготовлены к очередному чудовищному способу быть убитым — или убить самому.
Все мрачные безлюдные тропы, которыми вы меня вели, хватая за грудь, срывая рубашку, расстегивая ремень: первое свидание.
Второе свидание: вот так и пишутся книги.
Третье свидание: хорошая девочка! Давай опубликуем!!!
Сахарок, как вышло, что ты танцуешь так хорошо?
Четвертое свидание: выйдешь за меня?
Вы боитесь будущего, ладно. Вы боитесь всего нового. Всего, что подрывает ваше ощущение безопасности и полноты эго. Все на свете угрожает вам.
Где перемены в характере главного героя по ходу произведения?
Где вообще главный герой?
Где конфликт? И где, черт возьми, dénouement?
Я вас понимаю. Но не слишком ли долго вы просили нас писать ваши выдумки? Не могли бы мы —
Не могли бы мы, возможно в одной лишь теории, просто сосуществовать?
Как мое существование угрожает вашему?
Вы слишком долго просили меня быть вами. Настаивали на том, чтобы я была вами.
Расслабьтесь. Не бойтесь. Поднимите руку. И скажите: пока-пока, Банни, Альфред и Гарольд.
Вам страшно. Вы опасаетесь телевидения. Вы презираете и обожаете телевизор.
Вы чувствуете оцепенение и эйфорию от такого количества электроники. Оцепенение и эйфорию от такого количества будущего.
Я начинаю уставать от этого «вы» и «я». Но все еще узнаю что-то новое о вас — и о себе.
Будущее литературы. Конец романа. По какой-то причине вам нравятся громкие, блестящие вопросы и утверждения. Но этот вопрос меня утомляет, как и все обыденные способы мышления, говорения и сочинения.
Мне жаль, что вы так напуганы. Вам бы хотелось, чтобы все — будущее — было как в фильме «Космическая одиссея». Вам бы хотелось, чтобы все — будущее — было смехотворным, чтобы от него было легко отмахнуться. Как от меня. Если бы только я не танцевала так хорошо. Вам необходимо знать, Как вышло
что ты танцуешь так хорошо, танцуешь так хорошо, танцуешь так хорошо?
Вы не находите себе места в нем, и это пугает вас. И, в итоге, вы упираетесь. Тратите все умственные силы и энергию в попытке сохранить, сберечь, удержать позиции и лицо, цепляясь мертвой хваткой, доедая последние зеленые листики. Вкуснотища.
Где разрешение конфликта? И где вообще этот чертов конфликт?
Что если книга может включать, может сама по себе быть чем-то зыбким, чем-то колеблющимся, тем сомнением, которого вы боитесь больше всего и которое презираете?
Лин Хеджинян: «Завершение мизантропично».
Страх роста, страх перемен, страх вырваться из оков, страх повредить упаковку, страх стать посмешищем, страх безразличия, страх провала, страх не быть замеченным, страх того, страх другого, страх, страх…
Вы утверждаете, что язык перестанут уважать, он перестанет нас волновать. Но все в нас уже начинает неметь благодаря тому, от чего вы боитесь отказаться. Чем наводняете рынок.
Шойинка: «Я обеспокоен сохранением особого уровня коммуникации, отличающегося от уровня Опры Уинфри».
Хочу: чтобы всю эту блажь с ток-шоу усыпили прямо сейчас. Все эти фальшивые психологические наставления и «реализмы». Это всего лишь жалкие 2 + 2.
Язык безусловно обладает безграничной способностью ко лжи, порождению ложных форм, избыточности, банальностей, три части этого и две — того.
Хочу: чтобы всю эту художественную ложь усыпили.
Чтобы распознавали всю неискренность, текущую в жилах современной художественной литературы.
На какую сделку должна я пойти, чтобы быть опубликованной вами? Как теперь изворачиваться, торговаться, подходить к вам?
Какую формочку вы лепите из меня, чтобы затем залить внутрь свой эликсир, свою жидкость, а потом дать награду?
В виде зайчика? Или кошечки? Может, цветочка? Такого переломанного цветочка? Забеременевшего в двенадцать лет, неграмотного, но с изюминкой? Или в виде лесбиянки? Или белого отброса? Ребенка, которого били? Плохой девочки?
Перекрасьте меня и сделайте черной. Сделайте латиноамериканкой. Или индейской скво. Сделайте азиаткой и залейте в свою форму. Используйте меня. Присвойте. Продайте.
Разрушьте меня до самых основ, и в будущем я восстану из вашего цинизма и презрения — улыбчива, очаровательна и свободна.
Я знаю место, где свет ярче тысячи солнц.
Вишлист: чтобы бизнесмены, захватившие издательства, направили свое внимание куда-то еще и оставили искусство в покое.
А не владели, колонизировали или господствовали…
Несмотря на попытки усмирить его, управлять им, контролировать, переиграть его, язык сопротивляется всем усилиям; язык — все еще пригоршня сверкающих амулетов в изумленной ладони.
Утопия возможности. Утопия выбора.
А я все еще ючусь у костра алфавита.
Даже если вы считаете, что расположение слов друг подле друга перестанет хоть сколько-то цениться.
Вы считаете, что рэп — смертельная отрава. И гипертекст тоже.
И хотя вы называете меня сентиментальной — прям девочкой-девочкой с одной стороны и орущей сукой — с другой, увлекательным и талантливым писателем с одной стороны, а с другой — полностью утратившим связь идеалистом — именно вы желаете вернуть девятнадцатый век обратно. Когда все было фатовым для вас и шикарным. Вы желаете верить в старую систему координат, в прежние формы. Верить в то, во что верили прежде. Вы были одним из тех, кто надиктовывал рассказ; конечно, я помню. Вы придумали историю и пошли вещать на всех углах. Но даже тогда, когда вы сидели и придумывали ее, даже тогда, друг мой, она не имела со мной ничего общего. С моим миром. С тем, что я слышала и как чувствовала.
Хочу: чтобы все писательские образовательные программы с их степенями перестали продвигать эти утомительные рецепты успеха или (финансово) развалились.
Ваши лживые Крещендо. Кульминации. Абсолютно фальшивые для меня, как ни крути.
Будущее — все те люди, которых держали поодаль, поющие.
В будущем все будет дозволено.
Так что будущее и для вас тоже. Не беспокойтесь. Но не только для вас.
Для вас, но не для одних только вас.
Не отвергнуть канон, а расширить его.
Больше никаких монолитов. Никаких Миков Джаггеров. Никаких О. Джеев Симпсонов. Никаких больше Джеймсов Джойсов. И никаких героев.
Вам угрожает все, что только возможно. Неудачники и карманники, пиджаки и пижоны, кибер-телки с их кибер-стрижками, каждый отдельно взятый поэт. Рок-группы с девчонками на бэк-вокале.
Вы верите в то, что ваше (уходящее) время олицетворяет последний золотой век просвещения, который нужно охранять, защищать, воссоздавать ради борьбы против надвигающейся бездумности, порочности, электронных штатов Америки.
Но, возможно, по мере приближения угрозы вы сами решите, что нужно больше рисковать. Как знать? В будущем все возможно.
Вишлист: увидеть конец единообразия. Чтобы мейнстрим признал, для начала, тысячу несравнимых преломлений красоты в этом мире.
Чтобы мейнстримные издательства перестали относиться к писателям и читателям как к умственно отсталым детям. Чтобы бизнесмены убрались и перестали повсеместно насаждать свой «вкус».
Хочу: чтобы мы как писатели были в курсе собственного желания подстроиться, пусть и бессознательно, под требования и волнения издателей и отвергли их, эти требования и волнения рынка.
Чтобы бизнесмены отправились куда подальше.
Продайте меня. Продвиньте меня. Зацензурьте. Присвойте. Откопируйте. Продайте меня погрубее.
Вишлист: чтобы инфляция некоторых видов писательства остановилась и среднестатистические писатели заняли свои усредненные позиции, чтобы все остальные могли, наконец, тоже обрести свое место. И тоже были бы серьезно восприняты. И тоже были бы читаемы.
Перекрасьте меня и сделайте черной. Латиноамериканкой. Китаянкой. Залейте в свою форму и продавайте меня погрубее.
(На)ебите меня погрубее.
Те из нас кто борется за место в раю, полагается на хорошую репутацию, крупные кинофильмы и $$$$$$$$, жизнь после жизни после жизни после смерти, забудьте об этом.
Хочу: чтобы белые мужчины-натуралы пересмотрели свой импульс покрыть весь мир своими словами, исписать каждую страницу, любую поверхность, абсолютно всё.
Романы на тысячу страниц, толпища воллманнов — то есть, томища.
Отныне не для того, чтобы ими владели, их подчиняли или господствовали над ними.
«Так что же, нас слишком долго удерживали от нас самих, разве нет?» — говорит женщина в Центральном парке своей подруге.
Две женщины в сумерках в парке. Поверните вспять ритм:
Паузы и ритмы и разрешения Лори Андерсон. Свечение Дженни Хольцер. Возмущение и страсть Кортни Лав. Гениальность Сьюзан Хау. Гениальность Эрин Морэ. Терезы Ча. Визионерство Пи Джей Харви. Сьюзаны-Лори Паркс.
Будущее — женского рода, в этот раз все всерьез.
Будущее — Эмили Дикинсон и Эмили Бронте, Гертруда Стайн, все еще. Будущее — все еще Майя Дерен и Билли Холидей.
Язык — это роза, и будущее — это роза, раскрывающийся бутон.
Здесь, в будущем, прекрасно. Оно непокорно, оно необузданно.
Будущее за женщинами, на этот раз все всерьез. Мне очень жаль, но вам уже пора было свыкнуться.
Читаю в поезде при свете от реки. Сидящая рядом женщина заснула. У нее в ногах два пакета. Колыбельный, красивый мир. И я свидетель этого всего — дремы — и затем ее пробуждения — такая беззащитность, поток чувств пробивает себе путь обратно, мир возвращается, река и свет от реки, возвращающийся язык, прикосновения, запах. Мир восстановлен. Это честь для меня — находиться рядом с ней, пока она плавно переходит от одного состояния к другому, едва улыбаясь. Мне знакомо это наслаждение. Отобранное, оно затем возвращается вновь. Все чудо и таинство жизни в одной чернокожей женщине средних лет, сидящей рядом со мной в вагоне Метро-Север. Гудзон расширяется.
Пусть это тоже будет частью истории. Женщина, дремлющая у воды.
Будущее: все грезы, от которых нас удерживали. И все, о чем еще предстоит грезить.
Открытие возможностей. Земля тысячи танцев.
Я хочу секса и гиперсекса и киберсекса, почему нет?
Река таинственно расширяется, когда она открывает глаза.
Можно сказать, если нам так угодно, что будущее будет множественным.
Наши голоса пропущены через множество систем — или ни через одну вовсе.
Место, где поет тысяча птиц.
«этот остров полон звуков…»
Место без привычных дихотомий. Без липовых разделений между умом и телом, разумом и страстью, природой и техническим прогрессом, личным и публичным, внутренним и внешним, мужским и женским.
Давайте начнем диалог там, в будущем. Давайте чему-то друг у друга научимся. Цифровой текст поможет задуматься о бренности, устройстве и хрупкости бытия, и о свободе, глубинах пространства, непочтительности, экспериментировании, новых мирах, чистых листах. Аналоговое письмо позволит обрести уважение к помаркам на странице, к человеческому почерку, исправлению, промедлению, к ошибкам.
Цифровой текст даст нам глубокое понимание нестабильности текстов, нестабильности миров.
Аналоговое письмо напомнит нам о любви к физическому, чувственному миру. И к тому свету, который нести может только книга в руке. Книга, взятая с собой в постель или на пляж — слова, кружащиеся в танце с теплом и морем — и чьи-то губы на моей соленой шее.
Цифровой текст пробуждает магию. Аналоговый текст пробуждает магию. Способы к исцелению.
«Отравленный националистической сербской пропагандой, X обвиняется в причастности к убийству мирного мусульманина F путем принуждения другого мусульманина откусить F тестикулы».
Что есть книга и как она может быть переосмыслена, раскрыта, трансформирована ради вмещения всего, что мы видели, чем были травмированы, всего, что было дано, и всего, что было отнято:
«... умышленно заражая людей смертельными болезнями, убив 275 000 стариков, калек и прочих «бесполезных нахлебников» под видом эвтаназии, и 112 евреев — лишь ради пополнения университетской коллекции скелетов».
Больше никаких монолитов. И никаких богов.
«Ну что же, я пойду с тобой…»
Никакого слепого, бездумного поклонения. Никакой тихой мольбы.
Все темные тропы, по которым вы нас больше не поведете.
Вы назовете меня наивной, инфантильной, непочтительной, идеалистичной, агрессивной, вызывающей, временами даже дерзкой, потому что я не верю в ограничивающую литературу, в ограничивающее будущее. Знаю, я раздражаю вас всеми этими разговорами. Вы уже много раз повторяли. Вы бы хотели, чтобы я вернулась в свою коробку и помалкивала. Вы так галантны, когда подаете руку.
Будущее. Где будет править возможность. Мои студенты стояли на каком-то новом пороге. Мы слишком разбросанные, слишком разрозненные, и стали вдруг настолько близки — стали единым миром.
И этот единый безумный мир,
свободный от категорий, свободный от наименований, танец и литература и перформанс и инсталляция и видео и поэзия и живопись — единый мир — все гипер- и кибер-
На севере Нью-Йорка женщина созерцает поле дикого льна, ирисов и тростника и мечтает о собственном производстве бумаги. Мечтает о собственной арт-ферме — месте для экспериментирования с непривычными локальными волокнами, реальном пространстве для переплета книг, архиве, библиотеке, галерее.
Мечтаю: чтобы эта новая толерантность задала тон, подала пример. А эта открытость в принятии текстов, форм, эта свобода, это объятие послужило моделью для того, как нужно жить. И будет моделью для нового мирового порядка — в моих мечтах. Способ лучше уживаться вместе — в моих мечтах.
Годар: «Фильм вроде этого, чуть-чуть такой, будто я хотел написать эссе по социологии в форме романа, и все, что мне нужно было сделать — подобрать музыку. Это и есть кино? Прав ли я, что продолжаю так делать?»
Но я верю, без сомнения по-детски, беспрекословно, в господство красоты, в закономерность, в язык, как ребенок верит в язык, в многообразие возможностей для правосудия — даже после всего, что мы видели — в импульсе к говорению — даже после всего.
«Педер Дэвис, прыгучий светловолосый пятилетний парнишка, потряс головой и произнес: “Я бы сказал ему: Ты разрушил это здание? Собери его заново.
И я бы сказал: Собери заново этих людей”».
Сто шестьдесят восемь жертв теракта в Оклахоме.
«Педер сказал, что нарисовал “дом с глазами, голубой по бокам”. И объяснил: “Это взорвавшееся здание, оно в раю”».
Хочу: чтобы писательство, через наглость, щедрость, возможность, непочтительность, необузданность, научило нас жить лучше.
Мир не кончается.
Запах воздуха. Ощущение ветра в позднем апреле.
Нельзя обрести опыт нахождения в природе кроме как в ней находясь. Нельзя обрести опыт языка кроме как в языковом пространстве. И для тех из нас, для кого язык является главным действием, захватывающим, изобретательным, открытым, пластичным актом, ему никогда не найдется замены.
Язык продолжает открывать новые места во мне.
Изображению птицы никогда не стать птицей. А птице никогда не стать изображением. Расслабьтесь уже.
Мир на этом не кончается, друзья мои. Прекращайте петь песни судного дня. Или как у Мэтью Арнольда: «Конец повсюду: в Искусстве есть правда, так сделайте его своим пристанищем».
Все рассыплется в прах, но не это: язык, раскрывающийся словно роза.
Много раз я отчаивалась по поводу границ языка, непокорности упирающихся слов, отказывающихся подавать надежду, отказывающихся работать. Все устаревшие формы. Но я знаю, что они лишь часть, теперь я это знаю, они часть неотъемлемой тайны медиума — и что всем тем из нас, кто в деле по-настоящему, приходится сталкиваться с этим, решать, даже любить.
Борьба с формой, с тишиной, с самоуспокоением. Невозможность самой задачи.
Вы повторяете: «обречено на гибель», «смерть романа», «конец художественной литературы» — снова и снова.
Но Мэтью Арнольд спит и видит сны на сломе веков: искусство.
А я говорю: встретившись лицом к лицу с вечными тайнами, человек, если у него есть к тому склонность, создаст выдуманные формы.
Каково это было — быть здесь. Держать тебя за руку.
Древнейший импульс, в конце концов.
Пока мы тянемся в попытке вернуть изначальное счастье, удовольствие, покой —
Достигая —
Потребности, которые язык отражает и порождает, и удовлетворяет, никуда не уходят. И их ничем нельзя заменить.
Тело и его клеточный алфавит. И, в другом алфавите, желание перенести это тело на бумагу.
И тогда, наконец, появятся плоды женской сексуальности.
Женственные формы.
Новые формы всех сортов. Язык, розовый бутон, раскрывается.
Он больше нас, больше всего, чем мы когда-либо смогли бы стать. И потому я люблю его. Преклоняя колени пред алтарем невозможного. Эго поставлено обратно на свое место.
Чудо языка. Вызов и волшебство языка.
Не то, что все эти старые трюки. Помню, вам когда-то нравилось смотреть на женщин, распиленных пополам и соединенных заново. Придайте им такую форму, которую пожелаете.
Вы когда-то пытались заставить язык приспособиться. Подчиниться. Вы пытались приручить его. Вы пытались заставить его сидеть, прижиматься к ноге, скакать через обручи.
Вам нравится говорить, что я беспечная. Вам нравится говорить, что мне не хватает дисциплины. Вы говорите, что моим произведениям не хватает структуры. Я уже слышала это от вас тысячу раз. Но как же все это бесконечно далеко от правды.
Несмотря на все, мое нежелание ненавидеть вас, воспринимать вас всерьез, снисходить до вас —
Я все еще слишком часто переживала о земных вещах. Слишком часто переживала о публикациях, о так называемой карьере, тряслась над такими себе писателями, которых регулярно хвалили, вознаграждали, давали пирожные и прочие угощения — в этой крохотной тюрьме эго, где я периодически томлюсь.
Слишком часто я позволяла всяким подонкам расстраивать меня.
Опасность неба.
Опасность апреля.
Если вы говорите, что язык умирает…
Сьюзан Хау: «Поэзия — избавление от пессимизма».
За городом наступил апрель. Уже столько зелени. Столько жизни. Столько. Пусть даже половина деревьев стоят голые. Пробивающиеся сквозь медленно нагревающуюся землю нежные побеги спаржи. Крокусы. Лапчатка.
Такое нежное и ранимое сердце.
Покуда мы смеем что-то произносить, посвящать себя чему-то, оставить след на странице или в поле света.
Чтобы вместить этот опасный и хрупкий мир. Всю его красоту. Всю его боль.
Вы, чьи уста произнесли «гегемония», «теория домино» и «мир с честью».
Дабы не просто терпеть, но приветствовать нечто непохожее на то, что делаем мы сами.
Чтобы вместить боль войны во Вьетнаме, ошибку, которую нельзя стереть или исправить. Чтобы изобрести формы, которые позволили бы этой ране остаться —
Если мы хоть чему-то научились.