Структура построена из рассказов внутри рассказов, связанных на тематическом уровне.
Структура построена из рассказов внутри рассказов, связанных на тематическом уровне.
Структура построена из рассказов внутри рассказов, связанных на тематическом уровне.
Структура построена из рассказов внутри рассказов, связанных на тематическом уровне.
Структура построена из рассказов внутри рассказов, связанных на тематическом уровне.

Организмы чувств

Рецензия на «Море вверху, солнце внизу» Джорджа Салиса
Автор Стас Кин

...Она находила утешение в подводном шёпоте, который ощущала своими перепончатыми пальцами у края воды, где её испещрённые жилками мембраны вздрагивали от смутной лингвистики...

Когда три года назад у Джорджа Салиса вышел дебютный роман, ему было едва за двадцать, и роман этот представляет поистине молодую литературу — но, парадоксальным образом, литературу опыта. Читательского, писательского, житейского. Салис пишет фрагментарно и пишет разнообразно, и знает, как собрать из фрагментов устойчивую структуру, где все элементы важны и все на своих местах. Но книга хороша не только своей формой (не безупречной в самом начале, однако мастерски выверенной далее и до самого финала) — содержанием тоже. Внимательный пытливый ум, яркая фантазия, развитое эстетическое чувство присущи ему в мере, которой не ожидаешь от юного дарования. Неужели все молодые гении остались в славном прошлом, а современности достался распылённый до гомогенной массы талант, покрывший каждого графомана? Может, и нет. Салис — он как будто из тех идеалистических времён, когда юность по-настоящему двигала культуру вперёд.

Активности этого швейцарско-американского автора распространены шире только письма: он изучал психологию, писал научные статьи и получал награды за свою публицистику, преподавал в Европе и Азии; он содержит интернет-площадку, где публикуются художественные тексты, критика и беседы с глыбами литературы. Парень опыляется от самых значимых фигур книжного мира. Он брал интервью у Джозефа Макэлроя, Уильяма Воллманна, Александра Теру, Лэнса Олсена, Стива Эриксона и Стива Томасулы, Майкла Бродски и Майкла Циско... это лишь те, кого я вспомнил навскидку, список имён длится и исчезает за горизонтом. Несколько месяцев назад он получил премию Тома Ла Фаржа в области инновационной литературы.

В чём же новизна? Манера Салиса вплетать мифологические образы в повествование может сойти за постмодернистский приём, но это и не пост-, и не мета-. Нет в прозе Салиса ни иронии, ни насмешки, ни бунта, нет в ней и примет новой искренности с обнажением души, серьёзностью и тоской. Повторяя слова одного из первых критиков, это в самом деле магический реализм новейшего времени. Реальность его текстов построена из оживших метафор и звенящих фраз истинно поэтической красоты:

A vespertine radiance highlighted the silhouettes...

или:

...and the black (w)hole of her was never seen again.

В этой реальности сочетаются размах саги и модернистская глубина характеров, юношеская очарованность словом и зрелый взгляд на мотивы людские. На страницах романа действует множество лиц, но все они имеют равный статус в истории — эпизодические персонажи столь же важны для архитектуры книги, что и "главные" герои. Ведь на структурном уровне "МВСВ" развивает несколько основных тем, переплетённых и взаимопроникающих, а люди, любовно прописанные, живущие внутри сюжетов осязаемо и чувственно, связанные не самым очевидным образом во времени и пространстве, относятся к этим основным темам как текст относится к языку: через персонажей идеи выражают себя, через отношения между людьми выстраиваются сложные концепции, через жизни и эмоции — являют себя в аспектах грандиозные гиперобъекты невыразимого и повсеместного, вещи хорошо знакомые каждому, но противящиеся умопостижению.

...организмы чувств...

...я понимал, что люблю её больше, чем литературу...

В самом деле, на определённом отдалении роман представляется универсальной историей, по частям открытой разными персонажами. Детство, радость познания, столкновение с жестокой реальностью, юность, обретение любви, очарование бытием, зрелость, горечь разочарований, потери, старость, смирение и освобождение.

Избранный Салисом метод рассказа намеренно избегает всякой сукцессивности, вбирая в себя смыслы и значения со всех уровней нарратива таким образом, что погружает читателя в языковую синестезию:

...Мир замедлялся от силы трения речи...

...Каждый слог, произнесённый или нет, требует свой макрокосм...

...специфический запах слов...

...тёмная струя речи...

Автор предлагает читать эту книгу "многослойным резонирующим голосом", и непрестанно вопрошать "Почему?" — задавать этот вопрос вопросов, своего рода звуковой эквивалент фрактала, демонстрирующий одновременно и величие, и тщетность человеческого языка. Возможно, поэтому текст окрашен столь богатой "цветовой гаммой, будто навеянной ЛСД ": от локальных чистых красок до экзотических азурита, шмелиного, джотто блю и антик браун. Думается, взятая сама по себе, палитра этих красок способна рассказать особую, симультанную историю эмоциональных состояний.

Религиозный же пласт, которому западные и восточные мифы служат более древним фундаментом, демонстрирует столь же древний конфликт. Его природа проявляется, например, в сцене, где маленькая девочка молится богу. Вместо "аминь" в конце, она, невинное искреннее дитя, произносит "all men", — во имя всех людей, но отец её поправляет: "ahmen", во имя Господа. Тем самым он навязывает ей религиозное сознание, тогда как из неё прорастает гуманистическое. Вот эта самая "про-человеческая религиозность" и сопротивляется архаичным догмам на протяжении всей книги. Апотеозис бренной души в виде своего рода религиозного откровения настигает разных героев во время их личных падений. Падение — вообще узловой мотив романа, отсылающий и к сковывающему первобытному страху, и к свободе полёта. Для одного — это образ Святого Петра, распятого вверх ногами и застрявшего в бесконечном падении, для другого — финальный прыжок в бессмертие. Об этом косвенно говорит затаившееся в первой части ядерное эссе "О падении в видение" — ключевой текст для романа и для мира его героев. Свободное падение, по Джорджу Салису, — терминальная форма витальности. Что ж, в этот перевёрнутый мир читатель входит через танатос, поэтому совершенно закономерной кажется атанасия в конце его пути.

Созерцание сумерек и рассвета в обратном порядке стало мигом, когда истина — истина, что солнце и небо поменялись местами с землёй и морем — превратилась в чистое великолепие.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Хроматический ряд МВСВ
Чёрный
Фиолетовый
Тускло-зелёный
Зелёный
Белый
Фиолетовый
Розовый
Синий
Перламутровый
Серебристый
Голубой
Морской волны
Бирюзово-жёлтый
Серый
Пурпурный
Белый
Белый
Зелёный
Синий
Красный
Голубой
Чёрный
Чёрно-синий
Тёмно-коричневый
Свинцовый
Жёлтый
Красно-глинистый
Розовый
Красновато-коричневый
Иссиня-красный
Розовый
Золотистый
Желатиновый
Мультяшного мозга
Красный
Багряный
Чёрный
Оранжевый
Чёрный
Синий
Жёлтый
Сине-фиолетовый
Красный
Серебристый
Фиолетовый
Зелёный
Голубой
Солнечно-золотой
Красный
Оранжевый
Шмелиный жёлтый
Белый
Чёрный
Ярко-красный
Зелёный
Коричневый
Жёлтый
Синий
Чёрный
Белый
Оливковый
Белый
Красный
Голубой
Розовый
Серый
Зелёный
Красный
Голубой
Янтарный
Голубой
Зелёный
Зелёный
Белый
Серый
Гранатовый
Небесно-золотой
Морской волны
Лазурно-пурпурный
Оранжевый
Рыжевато-коричневый
Сизый
Голубой
Чёрный
Оранжевый
Коричневый
Зелёный
Чёрный
Белый
Красный
Кремовый
Кленовый
Серый
Серый
Чёрный
Оранжевый
Серый
Жёлтый
Морской волны
Красный
Синий
Красно-чёрный
Красный
Оранжевый
Жёлтый
Голубой
Синий
Фиолетовый
Фиолетовый
Синий
Голубой
Зелёный
Жёлтый
Оранжевый
Красный
Розовый
Голубой
Зелёный
Зелёный
Красный
Зелёный
Жёлтый
Синий
Чёрный
Голубой
Коричневый
Бело-оливковый
Жёлтый
Зелёный
Серый
Зелёный
Чёрный
Серый
Белый
Пурпурный
Красный
Зелёный
Бело-синий
Красный
Пепельно-оранжевый
Белый
Белый
Розовый
Оранжево-жёлтый
Фиолетовый
Белый
Чёрный
Жёлтый
Синий
Белый
Розовый
Оранжевый
Голубой
Красный
Серый
Белый
Белый
Голубой
Серый
Чёрный
Белый
Бело-розовый
Кардамоновый
Тёмно-бордовый
Мокрого грецкого ореха
Красный
Белый
Зелёный
Золотой
Коричневый
Белый
Белый
Чёрный
Иссиня-чёрный
Красновато-оранжевый
Белый
Серый
Тёмно-красный
Белый
Чёрный
Розовый
Коричневый
Серый
Светло-голубой
Белый
Лунно-серый
Винный
Бирюзовый
Красный
Чёрный
Коричневый
Белый
Чёрный
Киноварь
Чёрный
Чёрно-синий с фиолетовым отливом
Чёрный
Чёрный
Ледяного воздуха
Нежно-голубой
Тускло-серый
Розово-красный
Чёрный
Свинцовый
Зелёный
Оранжевый
Жёлтый
Лимонный
Розовый
Небесно-голубой
Пурпурный
Белый
Зелёный
Чёрный
Синий
Зелёный
Чёрный
Бурый
Синий
Белый
Коричневый
Оранжевый
Зелёный
Чёрный
Зелёный
Чёрный
Красно-оранжевый
Чёрный
Золотистый
Белый
Светло-коричневый
Лиловый
Чёрный
Пурпурный
Синий
Зелёный
Чёрный
Сине-голубой
Жёлтый
Синий