После того, как мир выжил и «Распознавания» были опубликованы, интерес Гэддиса к оккультному иссяк, хоть он и опирался на упомянутый прежде «Молот ведьм» для некоторых шутливых отсылок к ведьмовству в
J R (1975). Поздние письма, однако, вскрывают его неожиданную веру в астрологию — иррациональную, ненаучную выдумку, которой доверяют даже умные и образованные люди. «Радуга тяготения» усыпана звездами отсылок к старой вавилонской афере.
В отличие от Гэддиса Пинчон не утратил склонности к сверхъестественному и оккультному. У нас есть танатоиды, астрологи и фигура Годзиллы в «Винляндии»
31; говорящая собака и механическая утка, привидения, Феншуй и лей-линии, теория полой земли, «бобер-оборотень» в «Мейсон и Диксон»
32, что напоминает о равно нелепых «эльфах-оборотнях» из «Радуги тяготения»
33; и путешествие во времени, четвертое измерение, спиритуализм, карты таро, теллурический мистицизм, билокация и иномирные «Посягатели» в «Противоденствии»
34. Как показала Кэтрин Юм, Пинчон забросил спецэффекты для более реалистичного «Внутреннего порока»
35, а в «Крае навылет» ограничил себя мимолетными упоминаниями дзена, каббалы, НЛО, путешествий во времени, астрологии и женщины, которая «способна предобонять то, что еще не случилось»
36. Почему? Юм предполагает, что, возможно, он всего лишь повзрослел, перерос унылую театральность оккультного. Я бы хотел думать, что он, как и Гэддис, никогда и не верил в этот бред — он слишком научно грамотен для такого — но обнаружил миф, магию и мистицизм полезными в качестве пылких метафор, таких как овеществление экстремальных психологических состояний — то же, что делали готические романисты XVIII века, — отбросив устаревшие тропы и реквизит магических шоу, когда те перестали удовлетворять его художественные нужды
37. Как показал Форт в сбивающих с толку подробностях, настоящий, основанный на фактах мир сам по себе достаточно странен без привнесения в него «Клиппот, Оболочки Мертвых»
38, и в последние годы мы видели серьезные и опасные последствия веры в теории заговора, «альтернативные факты», тайные общества, дезинформацию, невменяемую паранойю и «большую ложь», чем были религия и оккультизм в первую очередь. «Бог — это первая теория заговора», как начал Скотт Сандерс свое раннее эссе о «Радуге тяготения».
Пинчон и Гэддис — «дикие таланты» не в изначальном понимании Форта, а в их отважной готовности включить столь экзотический материал (ранее ограниченный отсылками и цитированием в научно-фантастических, фэнтезийных и оккультных произведениях) в свои романы. В любом случае — то, что два величайших американских романа XX века обращаются из всех людей именно к Чарльзу Форту есть необыкновенное совпадение, даже в оптике того, что последний думал о совпадениях.