Джон Барт (John Barth)

Библиография Джона Барта


The Sot-Weed Factor (Торговец дурманом)

Doubleday, 800 стр., 1960
Название романа было взято из поэмы The Sotweed Factor, or A Voyage to Maryland, A Satyr (1708) английского поэта Эбенезера Кука, который, будучи молодым человеком, совершил путешествие в Мэриленд. Сатирический эпос Барта, действие которого разворачивается в 1680-90-х годах в Лондоне и колониальном Мэриленде, повествует о вымышленном Эбенезере Куке, которому Чарльз Калверт, 3-й барон Балтимор, присвоил титул «поэт-лауреат Мэриленда» и поручил написать Мэрилендиаду, воспевающую славу поселения. Он переживает приключения на своем пути в Мэриленд и в самой колонии, стремясь сохранить свою девственность. Сложный сюжет переплетается с многочисленными отступлениями и историями внутри историй и написан в стиле, похожем на творчество романистов XVIII века. Роман пародирует, подражает, реконструирует и переписывает такие формы жанра XVIII века как Bildungsroman (жанр, ориентированный на нравственный рост главного героя от юности до совершеннолетия, в котором важна смена характера) и Künstlerroman (роман о становлении художника), и в частности произведения Генри Филдинга, Лоренса Стерна и три эпистолярных романа Сэмюэла Ричардсона. Повествование также переписывает историю Джона Смита и Покахонтас, представляя Смита хвастливым и похабным оппортунистом, чей рассказ о его исследованиях в Виргинии изображается как лживый и своекорыстный.

Giles Goat-Boy (Козленок Джайлз)

Doubleday, 710 стр., 1966
Это метафизический комический роман, в котором Вселенная изображена как университетский городок в сложной аллегории как путешествия героя, так и холодной войны. Его главный герой – человеческий ребенок, воспитанный как козел, который приходит к убеждению, что он предсказанный Мессия. Джордж Джайлс работает над собой, чтобы стать великим наставником (духовным лидером или мессией) колледжа Нью Таммани (Соединенные Штаты, или земля, или Вселенная). Он стремится стать героем (и достигает этого) в соответствии с мифом о герое, теоретизированным Джозефом Кэмпбеллом. Роман изобилует мифологическими и христианскими аллегориями, а также аллюзиями на холодную войну, университетскую жизнь 1960-х годов, религию и духовность. Здесь прелюбодеяние, даже изнасилование, да и самоубийство (не говоря уже о самообмане, измене, богохульстве, двуличии и умышленной жестокости к другим) не только представлены для удовольствия читателя, но иногда одобряются и даже рекомендуются. Риторика этого произведения чрезмерна, тщеславие и действие дико неправдоподобны; форма его, как и стиль, неортодоксальна, несимметрична и непоследовательна.

LETTERS

Putnam, 772 стр., 1979
Произведение стилизовано под старинный эпистолярный роман, состоящий из переписки семи вымышленных персонажей, каждый из которых воображает себя существующим на самом деле. Герои прошлых книг Барта и сам автор обмениваются письмами в течение семимесячного периода в 1969 году, во время, которое напоминает первую революцию в США в 18 веке – расцвет эпистолярного романа. Повторяя американскую историю, а также сюжеты первых шести романов автора, седьмой роман Барта представляет собой остроумное и глубокое исследование природы революции и обновления, восстания и реконструкции, как на частном, так и на государственном уровнях. Это очень сложный и запутанный текст, автор максимально использует возможности эпистолярного жанра, сильно увеличивая стандартное количество корреспондентов - адресантов и адресатов. Дело не столько в методе, сколько в самом процессе, в том, что вы сидите перед чистым листом бумаги и приводите себя в порядок, записываете все, что вам нужно сказать, и говорите это просто так, потому что вы не получите мгновенного ответа. А когда ответ получен, есть время сесть и спокойно поразмыслить над ним, добавить и расширить мысли, которые в этой книге незаметно перетекают в сюжеты.